ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
Региональные расходы на госуправление растут даже в кризис. Но федеральные растут еще быстрее – исследование ФБК
ФБК
|
|
25-08-2009 |
25 августа на очередном заседании Экономического клуба ФБК было представлено новое исследование «Сколько стоит региональная власть в кризис». По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, суммарные расходы на госуправление региональных бюджетов (минимальная базовая оценка) в январе-июне 2009 года составили 100,9 млрд. рублей.
✐ место для Вашей рекламы
«Это на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2008 года», - отметил эксперт.
В то же время, по словам И. Николаева, «общий прирост расходов на госуправление на федеральном уровне в январе-июне 2009 года составил 16,4%, так что сравнение – не в пользу федерального центра». Особенно заметно на федеральном уровне выросли расходы на функционирование Правительства Российской Федерации – на 37,9%.
Согласно расчетам ФБК, выросли и региональные расходы на госуправление в расчете на одного жителя страны – с 684 рублей в январе-июне 2008 года до 711 рублей в январе-июне 2009 года.
По словам И.Николаева, есть несколько причин роста расходов на госуправление: недооценка масштабов и глубины кризиса, бюрократическая инерционность (региональные бюджеты принимались в прошлом году, их пересмотр в текущем году добавил реалистичности, но не более), специфика поведения чиновничества в кризисный период («психология временщика»). «Когда непонятно, что будет с бюджетом завтра, у некоторых чиновников возникает желание потратить на себя все уже сегодня», - отметил И.Николаев.
Есть и объективные причины роста госрасходов: «Существенная часть этих расходов идет на оплату ЖКХ. А как известно, у нас решение об ускоренной индексации тарифов естественных монополий было принято еще в 2007 году», - отметил И.Николаев.
Среди регионов России наибольший рост расходов на госуправление в I полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года показали: Республика Саха (Якутия) – на 34,4%, Ненецкий АО – 34,1%, Новгородская область – 33,9%.
Регионы – лидеры по снижению расходов на чиновников: Республика Башкортостан – на 19,7%, Республика Бурятия – 16,9%, Республика Татарстан – 15,0%. По федеральным округам абсолютные расходы на госуправление больше всего выросли в Северо-Западном федеральном округе – на 11,4% и Южном федеральном округе – на 10,3%. В то же время в Уральском федеральном округе они снизились в январе-июне 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4,0%, а в Приволжском – на 2,0%.
Выступивший на заседании Экономического клуба ФБК министр экономики Республики Татарстан Марат Сафиуллин рассказал, что в Татарстане в последние годы расходы на госуправление жестко контролируются президентом и составляют 3% от всех расходов республиканского бюджета.
Ровно столько же тратят на госуправление развитые страны. В то же время, по словам М.Сафиуллина, проведенные в Татарстане исследования показали, что документооборот растет в два раза быстрее, чем валовой региональный продукт. «Бумажный вал нас подавляет», - заявил министр. По его словам, оказалось, что лишь 7-11% времени чиновники тратят на принятие управленческих решений. В то время, как до 80% уходит на «бюрократический футбол» - циркуляцию бумаг между ведомствами.
М. Сафиуллин также напомнил, что количество индикативных показателей, по которым регионы отчитываются перед центром, выросло до 600, превратившись в вал бумаги: «Это настоящий бумажный вал!» По его мнению, целесообразно было бы оставить лишь три десятка показателей. В Сингапуре, по словам министра, их и вовсе три – произведенная добавленная стоимость, созданные новые рабочие места и привлеченные инвестиции.
Давая прогноз на будущее, И. Николаев отметил, что потенциал снижения расходов на госуправление в регионах составляет до 15%.
Однако на практике, по его оценке, расходы будут не снижаться, а лишь расти.
Опубликовано: 25 августа 2009 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|