ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
Константин Бесчетнов: США и России необходима не конкуренция, а деловые, партнерские отношения
Государственная Дума РФ
|
|
13-07-2009 |
– Благодаря визиту президента США Барака Обамы в Москву начнется серьезный прорыв в плане экономического взаимодействия между нашими странами, – считает депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов.
✐ место для Вашей рекламы
– Если в области политики у нас достаточно большой шлейф нерешенных вопросов, то в отношении экономики белое, чистое поле, которое необходимо заполнить.
Экономика
– Как считаете, каковы основные позитивные последствия финансового кризиса для России?
– Российской экономике, помимо сырьевой, необходимы другие точки опоры, поэтому основным позитивным последствием финансового кризиса считаю переход от сырьевой модели к диверсификационной, экономике высокой добавленной стоимости.
Ежегодно в нашей стране появляется большое количество бизнесменов, которые занимаются производством, а не добычей сырья, а это другие масштабы. Пока в основном – это представители малого и среднего бизнеса, промышленники охотно работающие, как с российскими, так иностранными компаниями. Россияне заинтересованы в выходе на мировые рынки с конкурентоспособными товарами не сырьевого сектора.
- Одним из лозунгов в СССР был «догнать и перегнать США». Насколько он актуален сегодня?
– Я считаю, что США и России в первую очередь необходима не конкуренция, а деловые, партнерские отношения, «догнать и перегнать» – такой задачи нет. Наоборот, мы готовы учиться, перенимать успешный экономический опыт других мировых держав, взять из него самое лучшее и применить у себя, например, в области создания нематериальных активов. Наша задача – построить наиболее эффективную, российскую модель экономики, потому что не все, что успешно работает например в США, будет функционировать в России.
Чтобы перейти к диверсификационной экономике, необходимо усовершенствовать законодательство, чем сейчас и занимаются парламентарии. Комитет по экономической политике и предпринимательству, в который я вхожу, разрабатывает закон об экономике нематериальных активов и вовлечении их в оборот. Мы стараемся усовершенствовать наше законодательство наилучшим образом, анализируя опыт других стран. С этой точки зрения у России есть преимущество, так как многие экономически развитые государства уже прошли этот путь и мы можем воспользоваться их опытом.
- Нужно ли вообще соперничество между нашими и другими странами, когда экономика становится глобальной? Не лучше ли полная интеграция?
- Под определением полная интеграция Вы имеете в виду единую страну? Думаю, что об этом пока говорить рано. Безусловно, процесс глобализации идет и будет продолжаться, но я не уверен, что через 20 лет исчезнут границы и государства объединяться в одну страну.
Основа рыночной экономики – конкуренция, мы живем в мире, где идет борьба за сырьевые ресурсы, рынки, эффективность. Интеграция возможна, когда это выгодно. Например, сегодня существует огромное количество интернациональных компаний, работающих на глобальном рынке. Они объединились потому что им это выгодно для капитализации, оптимизации рисков и так далее.
Несмотря на выступления антиглобалистов, процесс глобализации идет и будет происходить, границ между государствами становится все меньше. Яркий пример тому – Европа, Россия и Израиль, которые отменили визовый режим. Вместе с тем, у каждого человека, нации должен быть свой дом. Люди должны жить, так как им нравится, как они привыкли, как сложилось исторически. Глобализация не должна мешать получать удовольствие от жизни.
– Во время своего визита весной этого года в США Вы встречались с представителями деловых и политических кругов Америки. Наверняка эти встречи не только открыли новые возможности для сотрудничества между нашими странами, но и вызвали множество вопросов. Например, какие, на Ваш взгляд, существуют препятствия для сотрудничества между Россией и США?
– Очень хороший вопрос. На мой взгляд, при обсуждении вопросов экономического характера, не стоит затрагивать политические аспекты взаимодействия наших стран: проблему разоружения, Аляску, Иран, Ирак, глобальный терроризм и так далее. Это сложные, чрезвычайно больные для наших стран темы, которые мешают вести конструктивный диалог, выстраивать взаимовыгодные отношения в области экономики. Поэтому считаю гораздо эффективнее начать взаимодействие с вопросов, не имеющих остроту. Приступить к обсуждению политических разногласий мы сможем, когда будет откатана система принятия решений в области экономики. США и Россия должны научиться доверять друг другу и договариваться.
– На сегодняшний день проблема коррупции одна из самых болезненных для России. Какова сейчас обстановка в этом плане в вашей стране? Что делается для ее улучшения?
– Борьбе с коррупцией уделяется огромное внимание на уровне Президента РФ, Федерации, регионов. Российские парламентарии занимаются анализом антикоррупционной составляющей каждого законопроекта. Задача депутатов разработать и принять такие законы, при которых коррупция была бы невыгодной, чтобы у чиновников не было возможности злоупотреблять своими полномочиями. Это работа не одного года, но в целом мы знаем как изменить ситуацию. В этом направлении сделано немало: создаются госкорпорации, основанные на государственно-частном партнерстве, где работники получают высокую зарплату, поэтому им не выгодно брать взятки, в противном случае они потеряют хорошую работу и возможность заниматься интересным делом. Ситуация меняется, возможно не достаточно быстро, как хотелось, но борьба с коррупцией идет.
Коррупция – беда не только России, но и других стран, которые периодически сотрясают скандалы, что отрицательно сказывается на их имидже. Однако, я считаю, в первую очередь необходимо быть требовательным к себе: если в России будет разрешена проблема коррупции, резко возрастет эффективность государственной системы. Мы решим эту проблему благодаря совершенствованию законов.
– Какую помощь Вы бы хотели получить от западных инвесторов, производителей, чтобы экономический рост был наиболее успешным и быстрым?
– Россия не нуждается в помощи, мы стремимся выстроить партнерские отношения. Сегодня наша страна – это быстрорастущий рынок, наши товары пользуются спросом на глобальных рынках. Многое еще предстоит сделать: если Америка является большим финансовым центром, то в России только наметился экономический рост. Но мы входим в четверку стран с быстроразвивающейся экономикой, поэтому заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, основанном на оптимальной капитализации при минимальных рисках. Иностранные инвесторы заинтересованы в быстрорастущих российских рынках.
К сожалению, пока у нас в стране несовершенное законодательство, но парламентарии работают над этим, а это процесс не одного года.
– Какие перспективы роста среднего класса в России? Что для этого необходимо сделать?
– Сегодня в России занимаются бизнесом всего пять процентов населения, тогда как в США – около 17 процентов, конечно, это недостаточно. Но перспективы роста среднего класса в нашей стране есть. Чтобы количество россиян, как говорят американцы «имеющих газонокосилку» выросло минимум в три раза, необходимо реструктурировать экономику чтобы она пошла по диверсификационному пути развития.
Мы and they
– По неофициальным данным в США проживает около пяти миллионов русскоговорящих эмигрантов. Ваше отношение к тем, кто уехал из России?
– Очень положительное, во время своего визита в США я встречался с российскими эмигрантами – это люди с высокой предпринимательской жилкой, которые отлично знают Россию и Америку и могут быть полезны обеим странам в плане кросскультурных отношений. Мы живем в разных странах, с разной культурой, менталитетом. К примеру, в России в понятие «друг» вкладывается совершенно иной смысл, чем в Америке. Наши страны нуждаются в людях, которые могут наладить между нами дружественные мосты.
– Что думаете по поводу «утечки русских мозгов» на Запад? Хотели бы, чтобы эти люди вернулись в Россию?
– К эмиграции российских ученых, исследователей, новаторов отношусь отрицательно. Однако, при действующей в России экономической модели, по-другому быть не может. К сожалению, пока у нас в стране не будет закона, защищающего интеллектуальную собственность, закона, позволяющего создать из интеллектуальной собственности нематериальный актив, чтобы консолидировать его в материальный, российская эмиграция будет иметь место быть.
По оценкам специалистов, создание нематериальных активов в нашей стране увеличит прирост ВВП на 30%, а это около 600 млрд долларов год. По официальным данным, за счет нематериальных активов ВВП США ежегодно увеличивается минимум на 30%, Японии на 37%. Поэтому сегодня российские парламентарии, в частности Комитет по экономической политике и предпринимательству, разрабатывают новую законодательную базу, позволяющую защищать интеллектуальную собственность. Как только защита будет выстроена на законодательном уровне, российским ученым и специалистам будет не выгодно эмигрировать. Во-первых, здесь их Родина, исторические корни, понятный менталитет, здесь живут их семьи, близкие. Во-вторых, работать в своей стране выгодно в финансовом плане: расходов меньше, доходов больше. Насколько я знаю, уровень средней заработной платы в США – 3, 5 тыс. долларов, при этом очень высокие налоги. Также в России гораздо меньше расходов на коммунальные платежи, чем в США.
Что касается возвращения российских эмигрантов, у меня есть знакомые, которые живут в Гонконге, Франции, Германии, США, им там комфортно, у них семьи, работа, дети, зачем им возвращаться в Россию? Это их выбор. Насильно их никто возвращать не собирается.
Есть и другие знакомые, которые вернулись в Россию, потому что им интересно жить на Родине. Они обосновались в Пермском крае, организовали бизнес-инкубатор, который пока для нашей страны является новшеством и очень востребован. Это уникальные и полезные специалисты, как для нашей страны, так и США, потому что знакомы с менталитетом обеих народов, у них есть деловые контакты. К сожалению, пока таких людей не много, но уверен, с развитием российской экономики станет гораздо больше.
Молодежь
– Какие основные проблемы испытывает российская молодежь?
– Как и в любой другой стране: какую профессию выбрать? В каком университете получить образование? Как найти хорошую работу?
В России говорят «счастливы те, кто от рождения знают свое призвание». Поэтому считаю, главная проблема молодых людей всего мира – это максимально рано определяться кем они хотят стать в жизни, какую профессию выбрать, чего добиться в жизни. Как только они выстроят свою жизненную стратегию – достигнут очень многого. Все проблемы молодежи из-за того, что они не определились в жизни, не знают чего хотят.
В 17-м веке в России жил великий полководец Александр Суворов, который с самого раннего детства мечтал стать военным, поэтому занимался спортом, закалялся, много читал. Это яркий пример важности самоопределения в раннем возрасте. В каждой образовательной системе должны быть дисциплины, помогающие молодым людям определиться с профессией, карьерой, своим предназначением в жизни. Слышал, что в Финляндии самоопределению детей и школьников уделяется большое внимание. Когда у ребенка будет колоссальная мотивация, он сможет запланировать свое будущее, исполнить все мечты.
www.kbeschetnov.ru
Опубликовано: 13 июля 2009 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|