ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
В ходе недавних парламентских слушаний в Госдуме, посвященных проблеме регулирования розничной торговли, выяснилось, что точек зрения, в том числе диаметрально противоположных, с течением времени меньше не становится. Сейчас в Комитете ГД РФ по экономической политике и предпринимательству на рассмотрении находится пять законопроектов.
✐ место для Вашей рекламы
Их предлагают депутаты, чиновники, лоббисты крупных торговых сетей, а также малых и средних компаний-производителей.
Страсти вокруг законопроекта «О регулировании торговой деятельности» разгораются нешуточные. Сам проект, правда неизвестно, какой именно, будет представлен на обсуждение только осенью. Пока идет сбор предложений и обмен мнениями. Депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов считает, что ни один из представленных проектов не годится для принятия, так как в них заложены не рыночные, а административные меры регулирования рынка.
– Какое значение сегодня имеет принятие законопроекта «О регулировании торговой деятельности»?
– На мой взгляд, принятие законопроекта «О регулировании торговой деятельности» имеет социальное значение, потому что выросли цены на продукты. Но вот парадокс: если закон будет принят в том виде, в котором сейчас обсуждается, то цены вырастут еще на порядок. Потому что увеличится армия чиновников, соответственно увеличатся и «поборы», которые сетевики будут вынуждены заложить в стоимость продуктов.
– В какие сроки законопроект может быть принят? Каковы сдерживающие факторы принятия законопроекта?
– Скорее всего, до конца года законопроект принят не будет. Сдерживающим фактором является экономический кризис, влияние которого оказалось довольно серьезным для всех субъектов торговой деятельности. С конца 2008 года темпы роста оборота оптовой и розничной торговли значительно замедлились. Особенно такая динамика ощущается в торговле продовольственными товарами из-за падения потребительского спроса в связи со снижением реальных доходов населения и ростом цен. Оборот в «рознице» упал более чем на 2% и впервые за 9 лет оказался отрицательным. Основную долю в потребительской корзине семей стали составлять продукты питания, причем многие предпочитают покупать их не в магазинах, а на рынках. Ухудшать и без того неустойчивое положение сетей, на мой взгляд, как минимум – неэффективно, как максимум – глупо. До кризиса они активно развивались, привлекали кредиты, платили налоги, обеспечивали население дополнительными рабочими местами. Сегодня с кредитами сложилась непростая ситуация: их очень сложно получить, плюс выросли проценты по кредиту. Как следствие у торговых сетей довольно много проблем.
– Как принятие законопроекта повлияет на деятельность и развитие торговых сетей?
– Если примут закон в том виде, в котором он сейчас есть, то это затормозит развитие сетей, увеличит цены на продукты, усугубит положение потребителей. Административные способы регулирования рынка, которые собираются протащить на уровне закона, – дополнительная кормушка для чиновников, для взяточников. Снизить цены на продукты питания может только конкуренция, приход на рынок новых крупных и небольших торговых сетей, представителей малого и среднего бизнеса. Чем больше будет конкуренции, тем быстрее снизятся цены и произойдет насыщение рынка.
– Каким образом следует регулировать рост цен и монополизацию рынка?
– Регулировать рынок нужно только экономическими инструментами. Я согласен, что необходимо разрушить монопольные позиции, но сделать это нужно, повторюсь, не административными, а экономическими, рыночными механизмами и инструментами. Монополизации рынка можно избежать только путем конкуренции между сетями и развитием малого и среднего бизнеса. Не нужно недооценивать малый бизнес, так как по сравнению с крупными сетями он имеет правильную маркетинговую позицию, хорошо знаком с желаниями потребителей, более остро чувствует их надобности. Небольшие магазинчики благодаря удачному маркетингу в состоянии обыгрывать сеть. Например, если в районе есть хорошая пекарня, то люди будут именно в ней покупать хлеб. Или сегодня очень востребованы магазины, расположенные прямо в жилом доме или рядом с ним, так называемые "магазины шаговой доступности". Но таких магазинов еще крайне не достаточно.
– Какую помощь от государства ждет малый и средний бизнес торгового сектора? Какие меры поддержки обозначены в законопроекте?
– Малый и средний бизнес, а также производители и переработчики сельхозпродукции нуждаются в повышении своих компетенций в области продаж, то есть в обучении современной финансовой и маркетинговой грамоте, умению быть конкурентоспособным. Я уверен, что они не знают, как можно более выгодно продавать товар, потому что, зачастую, не умеют применять рыночные инструменты. Безусловно, обучение требует немалых средств, но в рамках борьбы с безработицей из государственной казны в этом году в регионы было выделено 43 млрд рублей. Средства направлены на обучение граждан профессии социального работника. Но они не осваиваются, так как это направление пока не востребовано, нет желающих переквалифицироваться, потому что, к сожалению, у социальных работников небольшая заработная плата. Поэтому было бы разумно часть этих денег пустить на обучение представителей малого и среднего бизнеса, производителей и переработчиков сельхозпродукции. Благодаря этому они получат серьезное развитие компетенции в области продаж и маркетинга, что приведет и к созданию новых рабочих мест, и к более эффективному обслуживанию покупателей. Чем лучше предприниматель будет обслуживать потребителя, тем лучше будет развиваться его бизнес. От этого выиграют все: и государство, в казну которого будет поступать больше налогов, чем, например, сегодня, и бизнес, и население, которое получит высококачественные товары по дешевым ценам. Культура обслуживания станет другой – плюсов здесь очень много. И это нужно стимулировать, развивать. Однако в представленных проектах нового закона пока не прописана государственная поддержка в области повышения образованности представителей малого и среднего бизнеса, производителей и переработчиков сельхозпродукции. Нет ее и в различных государственных программах, не занимаются обучением предпринимателей и бизнес-инкубаторы. Вместе с тем она крайне необходима, так как область торговли в России еще далека до идеала.
http://www.kbeschetnov.ru/
Опубликовано: 3 июля 2009 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|