ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
23 декабря 1999 года прошел семинар "Инвестиционная привлекательность российских интернет-проектов"
РОЦИТ
|
|
24-12-1999 |
Заседание открыл член Правления РОЦИТ Владимир Соркин, призвав участников семинара обсудить круг вопросов, связанных с инвестиционной привлекательностью российских Интернет-проектов. В первой части семинара выступили: Сергей Трофимов ("Commercial Capital"), Дмитрий Калинин ("Pricewaterhouse Coopers"), Дмитрий Чурсин ("РосБизнесКонсалтинг").
✐ место для Вашей рекламы
Сергей Трофимов (инвестиционный фонд "Commercial Capital"), начал свое выступление с рассказа об инвестиционном фонде Commercial Capital, который был создан в 1994 году вторым по величине банком Греции – Коммерческим банком Греции.
В России фонд активно работает с 1997 года по схеме венчурного финансирования, широко распространенной в Америке и Европе. Как это ни банально, деньги являются как целью бизнеса, так и средством его создания и развития. Венчурное финансирование характеризуется участием инвестора в акционерном капитале компании, т.е. бизнес лидер обращается в фонд, предоставляет информацию о своем бизнесе, обозначает цель финансирования, оценивает свое предприятие и предлагает венчурному капиталу партнерское участие в бизнесе, исходя из оценки.
Венчурный фонд, в свою очередь, вносит некоторую сумму и получает долю в этом предприятии, если стороны смогли прийти к согласию по основным параметрам сделки. Поскольку венчурный фонд становится партнером бизнеса, он рискует гораздо больше, чем банк, дающий кредит. Сделка кропотливо готовится и, в результате, венчурный капитал обладает доскональной информацией по предприятию – потенциальному объекту венчурного финансирования.
Венчурный капитал, как правило, не получает большинства в компании и не вмешивается в оперативное управление компанией. Вместо этого он осуществляет общий мониторинг деятельности компании и участвует в стратегическом управлении ею. Обычно, венчурный капитал оговаривает некоторые привилегии такие, как его согласие на траты более некоторой величины, необходимость согласования с его представителями важных решений и тому подобное.
Сергей заметил, что венчурный капитал предпочитает вкладывать средства в быстро растущие секторы рынка. Для России такими секторами являются: пищевая промышленность, производство строительных материалов, информационные технологии, производство некоторых потребительских товаров. Главным требованием венчурного капитала к проектам является надежная генерация входного денежного потока (cash flow). Это происходит, когда предприятие создает востребованную на рынке продукцию или услуги, обладает сильной командой менеджмента, которая может эту ситуацию поддерживать и развивать в течение времени жизни проекта.
Участие венчурного капитала увеличивает ее рыночную стоимость. В этом случае компания становится абсолютно прозрачной, она ведет бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами. В результате, она становится значительно более привлекательным объектом дальнейшего инвестирования со стороны стратегических инвесторов. Дмитрий Калинин ("Pricewaterhouse Coopers", http://www.pwcglobal.com), заявил, что Интернет-компании оцениваются слишком высоко.
Если оценивать компанию по движению денежных средств, как это обычно делается, то получается, что Интернет-компании продаются с гораздо более высокими коэффициентами, чем можно было бы ожидать от любой другой. Это привело к развитию новых методов оценки. Дмитрий перечислил вопросы, которые могут стоять перед руководством компании-инвестора: "Сколько инвестировать сейчас в ту или иную технологию или в покупку того или иного оборудования?", "Сколько тратить на исследования рынка?", "Стоит ли инвестировать в эту часть рынка?", "Какова ценность вступления в альянс на рынке?", "Сколько предложить за компанию?", "Какой процент отдать инвестору?", "Следует ли брать кредит с возможностью досрочного погашения или без таковой?" (кредит, не позволяющий досрочного погашения выдается под более низкий процент, а позволяющий - под более высокий).
Важными моментами являются: вынужденная необходимость действовать в условиях, не дающих точной информации о результатах (неизвестно, "пойдет" ли та или иная технология, поскольку, как правило, эта технология еще не вышла на уровень коммерческого развития), наличие конкуренции и т.п. В такой ситуации, тем не менее, решения должны соответствовать целям и отражать точно неизвестную информацию наиболее близкими к действительности показ ателями.
Помимо необходимости выбора лучшего решения часто возникает необходимость доказать руководителям, акционерам, венчурным капиталистам, что это решение является оптимальным. Как правило, оценка делается на основе метода дисконтирования денежных потоков: строится прогноз деятельности компании на будущее, строится прогноз движения денежных средств к инвесторам, определяется коэффициент дисконтирования, средневзвешенная доходность капитала, средневзвешенная по структуре капитала, вводятся стратегические корректоры, делается анализ чувствительности.
Стандартный метод дисконтирования не отражает ряд таких вещей, как неопределенность, гибкость управления, профессионализм руководства и нуждается в коррекции. Если учесть возможные альтернативы и способность руководства принимать определенные решения, то стоимость возрастает, в этом приросте и состоит завышенности стоимости Интернет - компаний. Докладчик рассказал о методе оценки реальных опционов.
Он основывается на методе оценки финансовых опционов. Опцион отличается от лотереи тем, что опцион - способность действовать после получения информации, а стандартная оценка это - лотерея. У компании могут существовать следующие опционы: опцион на отсрочку, на отказ, на рост. Был освещен процесс моделирования. Дмитрий Чурсин ("РосБизнесКонсалтинг", http://www.rbc.ru), в РБК была создана дизайн студия, на примерах работ которой Дмитрий предложил оценить стоимость различных видов Интернет-проектов.
Самым тривиальным примером является страница, созданная одним человеком за месяц и за 300 долларов, стоимость проекта составляет 300 долларов. Вторым вариантом был назван так называемый "маленький проект", который создается командой разработчиков, насчитывающей 1-2 человека, стоимость 2-3 тысячи долларов, время разработки от месяца до трех (http://www.inda.ru), для поддержки необходим один человек.
Стоимость поддержания 500 долларов в месяц (с учетом хостинга и т.п.). Следующий вариант - "средний проект" (http://www.renins.ru), требующий на разработку 3-4 месяца, команда разработчиков составляет 10-15 человек, в проекте, помимо дизайна, присутствует программирование, стоимость от 10 до 50 тыс. долларов. Следующий вариант - "мега сайт" (http://www.rbc.ru). Это, как правило, сайты компаний, ведущих бизнес через Интернет.
Для создания такого сайта не представляется возможным дать точную оценку затрат. Таким образом, можно с первого взгляда определить ориентировочную стоимость проекта и принять предварительное решение о вложении или не вложении средств в него. Докладчик рассказал о проекте контент-проекте Утро.Ру (http://www.utro.ru), 25% которого выкупила компания РосБизнесКонсалтинг. РБК инвестировала средства в газету Утро.Ру с расчетом на будущий рост Интернета и, как следствие, увеличение доходности популярных информационных ресурсов типа Утро.Ру.
В данный момент РБК использует Утро.Ру, в качестве рекламной площадки. Во второй части семинара прошел традиционный для семинаров РОЦИТ “круглый стол”, на котором поделились своими мнениями: Дмитрий Калинин ("Pricewaterhouse Coopers", http://www.pwcglobal.com), Евгений Пескин ("IBS", http://www.ibs.ru), Владимир Соркин, ("Web Tech", http://www.atrus.ru), Сергей Трофимов ("Commercial Capital").
Опубликовано: 24 декабря 1999 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|