РЕГИСТРАЦИЯ  |  НОВОСТИ  |  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬКАК ПИСАТЬ ПРЕСС РЕЛИЗ?  |  ПРИМЕР ПРЕСС-РЕЛИЗА
“...Скромность - самый верный путь к забвению!”
     
Добавить пресс-релиз

ИТ-рынок попал под сокращение

ASTERA
      13-03-2009
 

Информационно-деловой канал @ASTERA - www.astera.ru - представляет результаты опроса "Какие изменения происходят в вашей компании в 1 квартале 2009 года?", проводившегося в феврале 2009 года среди представителей российского ИТ-бизнеса.

✐  место для Вашей рекламы

Российский ИТ-рынок испытывает сильнейшее падение за последние 10 лет. Этот процесс наметился в конце 2008 года, а в первом квартале нынешнего года его масштабы стали более очевидны.

Объем отечественного ИТ-рынка неуклонно сокращается, и эта тенденция набирает обороты. Главными причинами падения рынка являются урезание компаниями ИТ-расходов и сильное падение потребительского спроса. По мнению аналитиков IDC, в 2009 году объем российского ИТ-рынка упадет на 20%. Эксперты и участники рынка считают эти прогнозы слишком оптимистичными. Президент группы компаний Verysell Михаил Краснов полагает, что объем отечественного ИТ-рынка в зависимости от сегмента может снизиться на 20-50%. Больше всех может пострадать сегмент дистрибуции, где падение имеет все шансы достичь 50%. Обороты системных интеграторов в среднем могут снизиться примерно на 30%.

Общую картину в первом квартале наглядно демонстрируют результаты опроса, проведенного каналом @ASTERA среди представителей российских ИТ-компаний в феврале 2009 года. Согласно полученным данным, падение объемов продаж затронет 65% компаний, из них у 11,1% объемы незначительно сократятся, а у 53,9% сокращение составит от 10 до 50 (и более) процентов.

Позиции большинства ИТ-компаний серьезно пошатнулись еще в конце 2008 года. Первыми трудности начали испытывать дистрибьюторы, на деятельность которых оказывают существенное влияние как долговая нагрузка перед вендорами, так и проблема неплатежей со стороны реселлеров. Не в лучшей ситуации оказались и ритейлеры, привыкшие работать на чужих деньгах. Многие из них вынуждены значительно сокращать свои торговые площади. Так, например, недавно были закрыты несколько гипермаркетов сети "Мир". На грани банкротства оказалась сеть "Беталинк", неспособная расплатиться с кредиторами. Также серьезные проблемы возникли у "Эльдорадо". Кроме того, крупнейшая розничная сеть была вынуждена обратиться к арендодателям с просьбой о 40-процентной скидке при оплате аренды торговых площадей. В крайне тяжелой ситуации оказались и региональные компании. Проблемы с оплатой долгов сейчас испытывают ведущие компьютерные ритейлеры Ростова-на-Дону. Кроме всего прочего заметное влияние на положение дистрибьюторов и реселлеров оказывает рост курса доллара, поскольку и тем, и другим приходится расплачиваться с поставщиками, исходя из курса этой валюты. Юрий Степанов, представитель компьютерной компании RICO, отмечает, что сейчас реселлеры несут большие потери на разнице курса валют при оплате товара, взятого у дистрибьюторов с отсрочкой платежа.

В сложившейся ситуации российские ИТ-компании вынуждены принимать жесткие меры по оптимизации бизнеса. Многие участники рынка стали задумываться о сокращении персонала еще в конце прошлого года, а в первом квартале 2009 года увольнения приобрели массовый характер. Если в ноябре 2008 года значительное сокращение штата намеревались провести около 14% компаний, то в феврале 2009 года количество таковых увеличилось вдвое. При этом немалое количество компаний собираются уволить более половины сотрудников.

Стоит отметить, что тенденция массовых увольнений в сфере ИТ не является чисто российской, аналогичные процессы происходят во всем мире. Пытаясь компенсировать падение спроса на продукцию, а также стремясь оптимизировать расходы, многие крупные компании видят в этой антикризисной мере спасение. Так, например, в начале года о массовых сокращениях объявили AMD, IBM, Kodak, Microsoft, NEC и Hitachi, Philips, SAP, Sony, Sun Microsystems. В январе масштабы сокращений в крупнейших мировых компаниях превысили 300 000 человек.

Не менее существенное влияние экономический кризис оказал на уровень зарплат сотрудников ИТ-компаний. Под давлением обстоятельств руководители компаний были вынуждены самым серьезным образом пересмотреть свою позицию по этому вопросу. Стремление любым путем снизить издержки приняло грандиозный размах. В этом смысле особенно показательна ситуация, сложившаяся в последнее время на отечественном рынке телекоммуникаций. Наряду с увольнениями представители телекома активно практикуют сокращение расходов на обучение и наем персонала. В перечень "неугодных" статей также попали командировочные и расходы на содержание офисов. Что касается зарплат, то здесь пока сохраняется относительная стабильность, и основной удар пришелся по бонусам и премиям сотрудников. Безусловно, подобные меры применяются и на ИТ-рынке, однако здесь положение еще более тяжелое. За последние три месяца, прошедшие с момента проведения предыдущего опроса, ситуация с зарплатами сотрудников еще больше усугубилась. Несмотря на то, что большинство компаний по-прежнему не планируют сокращать зарплаты, существенно выросло количество тех, кто намерен прибегнуть к этой антикризисной мере в очень существенном объеме.

Как свидетельствуют результаты опроса, в первом квартале 2009 года значительное урезание заработной платы сотрудников планируют провести более чем в 33% российских ИТ-компаниях. В ноябре прошлого года этот показатель немного не дотягивал до 13%.

Разумеется, аналогичный процесс происходит сейчас и в других странах. Иногда он носит демонстративный характер, как, например, в случае с руководителями AMD, урезавшими собственные зарплаты на 20%.

Невзирая на негативные последствия мирового кризиса, очень многим участникам российского ИТ-рынка пока удается сохранять статус-кво. Об этом также свидетельствуют результаты опроса. Так, например, свыше 41% компаний не планируют сокращать штат. В большинстве компаний в ближайшем будущем также будут сохранены существующие зарплаты. Другими словами, по сравнению с результатами ноябрьского опроса количество компаний, которым удается противодействовать кризису, не прибегая к жестким мерам, уменьшилось незначительно. Более того, некоторые игроки рынка пытаются извлечь пользу из текущей ситуации. Многие расширяют бизнес и набирают новых специалистов. Свыше 17% российских компаний заявляют о том, что в первом квартале 2009 года объемы их деятельности увеличатся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этому отчасти способствуют и новые тенденции, являющиеся следствием экономических потрясений. Так, по словам Александра Петрова из компании "Просистем", сейчас в связи с кризисом открываются новые перспективы, поскольку многие заказчики переходят с дорогой техники ведущих брендов на более доступную продукцию российских производителей. В более широком смысле о том же процессе говорит и вице-президент HP Оуэн Кемп: "Мы наблюдаем спад спроса на дорогое аппаратное обеспечение, но видим рост спроса на более бюджетные технологии и решения".

Разумеется, кризис повлиял на деятельность всех участников рынка. Тем не менее, некоторые компании стараются не только любой ценой снизить издержки, но и вкладываются в развитие. В первом квартале мы стали свидетелями подписания новых дистрибьюторских контрактов целым рядом компаний, среди которых "Марвел", ELKO, OCS и RRC. Дистрибьюторы инвестируют в развитие каналов продаж и маркетинг. Так, по словам Марины Белоусовой, директора по маркетингу компании "Тайле", "есть ряд таких маркетинговых активностей и связанных с ними трат, которые правильнее называть инвестициями и без которых не обойтись в кризис. Это, к примеру, повышение лояльности постоянных клиентов. Прекращать такие активности мы не намерены".

В целом, несмотря на серьезное падение ИТ-рынка в 2009 году, в долгосрочной перспективе ситуация не только стабилизируется, но и увеличится. По мнению аналитиков IDC, к 2012 году российский ИТ-рынок вырастет более чем на 25% по сравнению с 2008, а его объем достигнет 29,5 млрд долларов. Это, безусловно, должно вселять надежды во всех его участников.

Подробнее о результатах опроса: http://www.astera.ru/news/?id=66804

Маргарита Керманн
PR-manager
PR@astera.ru
www.astera.ru

Опубликовано: 13 марта 2009 г.

Ключевые слова: нет

 


 

Извините, комментариев пока нет