ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
РОЦИТ провел семинар "Маркетинговые исследования в российском интернете"
РОЦИТ
|
|
03-11-1999 |
28 октября 1999 года прошел очередной семинар РОЦИТ. Он был посвящен теме: "МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ". Заседание открыл Председатель Правления РОЦИТ Андрей Зотов, предложив обсудить круг вопросов, связанных с проведением маркетинговых исследований.
✐ место для Вашей рекламы
В первой части семинара выступили: Алексей Швеин (компания " GfK MR"), Андрей Милехин (Monitoring.ru), Дмитрий Чурсин ("РосБизнесКонсалтинг"), Сергей Киселев (компания "PricewaterhouseCoopers").
Алексей Швеин ("GfK MR", http://www.gfk.ru), начал свое выступление с рассказа о компании GfK MR. GfK MR является одной из крупнейших международных организацией, в которой работает порядка 3500 человек, GfK MR имеет филиалы и дружественные компании в 38 странах по всей Европе, Северной Америке, Латвии и практически во всех крупных странах мира. В России начата работа с 1991 года. Методическое руководство осуществляется из Брюсселя.
Среди методов GfK MR, направленных на изучение Интернета первым является "Омнибус" - репрезентативный опрос выборки российского населения. Размер выборки в текущем году составил более 2080 респондентов. Это число позволяет определять состав пользователе Интернета и других категорий с точностью 2 - 4%. Вторым - "Бизнес-брометр", который включает в себя регулярный опрос представителей российских предприятий.
Этот метод использует Интернет в качестве предмета. Здесь размер выборки составил 400 человек, входящих в руководящий состав предприятий. Это исследование было начато в конце 1998 года, в одной из его "волн" было проведено исследование о наличии подключения к Интернету, выделенных линий и т.д. Основными направлениями исследований являются: оценка объема и численности российской аудитории Интернета (проводилось в "Омнибусе").
В настоящее время проводится оценка количества и социально-демографического состава Интернет и одновременно накапливается репрезентативная база данных пользователей, на базе которой планируется осуществлять так называемую "Интернет-панель" - группа пользователей, представляющая взрослое население России. На базе этой группы планируется анализировать предпочтения пользователей Интернета. Докладчик озвучил некоторые результаты, полученные исследователями GfK MR в 1998 году.
Исходя из информации, полученной в результате исследования намерений потребителей, в ближайшие два года может ожидаться троекратное увеличение количества домашних пользователей Интернета. В ходе выполнения исследований по программе "Бизнес-барометр" выяснилось, что 2/3 опрошенных компаний уже пользуются Интернетом, а еще 6% планируют получить доступ в этом году. В конце своего выступления докладчик рассказал о планах компании: продолжение "бизнес-барометра" на базе опроса через веб-сайт, накопление базы данных и формирование на ее основании "Интернет-панели".
Андрей Милехин ("Monitoring.ru", http://www.monitoring.ru), рассказал о том, как организовывался проект "Monitoring.ru". Группа исследовательских компаний, включающая Национальный Институт Социально-Психологических Исследований (НИСПИ), основные направление деятельности: медиа исследования, маркетинговые исследования, социально-политические исследования, управленческое консультирование, психодиагностика и психоанализ.
Агентство Региональных Политических Исследований (АРПИ), это автономная некоммерческая организация, учрежденная группой независимых социологов, занимающаяся социально-политическими исследованиями на базе регулярных массовых опросов населения во всех регионах России. Агентство Исследований Социума и Телерадиовещания (АИСТ), основные направления деятельности: консалтинг в области телевидения и радиовещания, издательская деятельность, проведение избирательных компаний в органы исполнительной и законодательной власти.
Андрей отметил, очевидность будущего Интернета. Большинство "полей" измерений, если не сразу, то постепенно в ближайшее время будут связаны с Интернетом. Это и подвигло вышеозначенные компании к разворачиванию деятельности в Интернете. Докладчик поблагодарил компании, которые приняли активное участие в создании проекта "Monitoring.ru". В частности компанию Контекст (http://www.context.ru) и Студию Артемия Лебедева (http://www.design.ru).
Группа исследовательских компаний занимается исследованием аудитории телевидения, радио и прессы, политическими исследованиями, маркетинговыми исследованиями и исследованиями Интернета, которые включают три вида: ежеквартальный отчет, основанный на результатах всероссийского опроса по репрезентативной выборке, выборка составляет 6000 респондентов. Отчет описывает характеристики аудитории Интернета (количественные характеристики, характеристики пользования и т.д.).
Ежеквартальная информация о top сайтах (40000 интервью). Третьим видом работ является экспертный опрос. Докладчик предложил ввести правила проведения исследований Интернета: · любые исследования должны быть принципиально открытыми (методика, квоты, выборки, и сами массивы данных); · создать депозитарий данных (по истечении определенного срока, т.е. после того, как информация начнет терять коммерческую привлекательность), содержащий данные различных исследовательский компаний; Дмитрий Чурсин ("РосБизнесКонсалтинг", http://www.rbc.ru), исследования проводятся путем анализа log-файлов сервера, внешних счетчиков и анкетирования посетителей сайта http://www.rbc.ru, большая часть которых является людьми, "принимающими решения".
Оценка аудитории сайта проводится для того, чтобы правильно спланировать развитие ресурса, так же информация о трафике сайта может найти свое коммерческое применение для наилучшего таргетинга в рекламной политике (рекламодатель может узнать кто увидит его рекламу, когда и т.д.). На http://www.rbc.ru ведется сбор следующей информации: hits (количество обращений к серверу), hosts (количество IP-адресов), статистика по пользователям (проводится с использованием технологии cookies), длительность сессии, анкетирование (опросы).
За последний год было проведено около 200 опросов, в результате было получено более миллиона ответов. Результаты опросов показали, что большая часть посетителей http://www.rbc.ru проживает в Москве и Санкт-Петербурге, что 70% обладают средней обеспеченностью и также 70% - это владельцы компаний и менеджеры. На вопрос "Что Вы готовы оплачивать через Интернет?" были получены ответы, вселяющие оптимизм: 43% - услуги вне сети (телефон, коммунальные платежи), 22% - покупка товаров, 20% - вообще не будут платить, 15% - услуги сети (провайдеры, домены, доступ к сайтам).
Так же было проведено исследование по "whois" и LIR. Докладчик отметил перспективность сбора статистической информации. Сергей Киселев ("PricewaterhouseCoopers", http://www.pwcglobal.com), заявил, что исследования Интернета и использование Интернета для исследований не является самоцелью компании PricewaterhouseCoopers. Исследования и данные используются лишь в качестве инструментов. Сергей рассказал о проекте, который был выполнен летом 1999 года.
Это исследование проводилось в 21 стране Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Целью данного исследования был сбор информации о степени вовлеченности среднего и малого бизнеса в электронную коммерцию. Был создан сайт специально для этого проекта, на котором была размещена анкета, которую предлагалось заполнить всем, кто посещал эту страничку. Анкета была размещена на 8 языках, в том числе и на русском.
Так же были разработаны формы опросников и информационных писем, они были разосланы в несколько тысяч Российских компаний. Были проведены интервью с "ключевыми информаторами", ими стали представители правительства, председатели торгово-промышленных палат, ISP, компании, работающие в Интернете (продающие товары и услуги в Интернете). С компаниями, продающими товары и услуги в Интернете ,были проведены две фокус-группы.
Итоги исследования были подведены, в основном, с использованием анкет, которые заполнялись в Интернете и информац ии из "рабочих тетрадей". В числе результатов этого опроса было выявлено несколько преимуществ, которые получает компания, занимаясь электронным бизнесом: увеличивает прибыли, расширяет клиентские базы, получает инструмент для исследования своего рынка. Одним из основных выводов этого исследования является тезис о том, что ведение электронного бизнеса и обладание сайтом, через который ведется торговля - это обладание информацией о том, что требуется рынку.
Во второй части своего выступления докладчик коснулся методологического инструмента, разработанного PricewaterhouseCoopers. Пользуясь этим инструментом, есть возможность оценить насколько развит электронный бизнес в данной компании. Во второй части семинара прошел традиционный для семинаров РОЦИТ "круглый стол", на котором поделились своими мнениями: Петр Залесский ("Комкон-2"), Хачатур Арушанов ("Инфоарт"), Андрей Милехин ("Monitoring.ru"), Сергей Чесноков (Context).
Опубликовано: 3 ноября 1999 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|