ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
Как бы я ни хотел убежать от чёрно-белого раскрашивания жизни, даже если сам я от оного далёк, всё равно приходится считаться с тем, что так её раскрашивают другие художники.
✐ место для Вашей рекламы
Не будем разбирать корни слова «художник», ибо найдутся и те, кто скажут, что корень – «худо», и те, кто утверждают, что корень – «худой», и даже те, кто к корню склонны относить только две первые буквы из этого слова, и добавлять в творческом порыве ещё одну от себя... Думаю, время худых (по телу) художников давно прошло. Сейчас они всё больше приближаются в этом плане к «эталонному» телосложению некоторых наших священников и генералов (хотя какая между ними связь?). Но не будем о грустном, перейдём к делу.
После того, как мы перестали бояться «злого» бизнеса (ведь раньше мы его делали антиподом госслужбы), привыкли к коммерции, разобрались с пороками финансовых пирамид типа «МММ» и получили против них иммунитет, и, наконец, обрели минимальную (по крайней мере, «не отрицательную») финансовую грамотность, нас начали пугать сетевым маркетингом.
В чём же дело? Дело, с моей точки зрения, во взгляде на вещи, в жизненной позиции.
У меня есть друг, который и православных святых видит только через призму эгоистичной мотивации человека, приписывая им лишь желание выделиться «особым образом», добиться популярности. Такого рода люди во всём видят негативные стороны, и их просто невозможно переубедить.
Будучи уже два года дистрибьютором фирмы «Белый кот», я много размышлял о месте сетевого маркетинга (иначе – MLM, то есть Multi-Level-Marketing /многоуровневый маркетинг/) в нашей жизни, поэтому хочу поделиться своими соображениями.
В чём обвиняют сетевой маркетинг? Рассмотрим три подхода к обвинению.
1. Сетевой маркетинг это «финансовая пирамида»
2. Товар предлагается по многократно завышенным ценам
3. В том, что для мотивации дистрибьюторов системы используются «религиозные» методики
Итак, посмотрим на каждый пункт в отдельности
1) О финансовых пирамидах. Начнём с того, что финансовой пирамидой называется структура, в которой присутствует поток денег от «последних» к «первым», а оборота товаров вообще нет, или он только «обещается». Пример – фирма «Властилина», которая умудрилась аж два раза обмануть вкладчиков. Схема такая: «Властилина» предлагает купить отечественный автомобиль за полцены, но получить его можно будет только через определённый срок (от 1-го до 6-и месяцев). Люди, «конечно», вкладывают. У компании находятся через условленный срок деньги, чтобы дать реальные машины первым вкладчикам. Поток желающих и их денег моментально вырастает. Но (!) в один прекрасный момент в этой схеме сложится ситуация, когда следующему «слою» людей нужно давать машины, а денег на них, да и самих машин уже нет! Конечно, не дожидаясь этой ситуации, в момент, когда приходы от новых вкладчиков становятся равны расходам на подтверждение обещания, и когда денег накоплено уже «достаточно», фирма «испаряется» (если успеет, конечно). Но, как видите, реально здесь идёт обмен денег не на товар (автомобиль), а на обещание его дать «когда-то». Более «чистые» примеры финансовых пирамид вообще обходились без товара. Вы просто за деньги покупаете обещание, что через какое-то время вам дадут ещё больше денег.
В отличие от приведённых примеров, в сетевых компаниях деньги СРАЗУ обмениваются на РЕАЛЬНЫЙ ТОВАР. Думаю, этим всё сказано.
2) О ценах. Если мы посмотрим, как образуется «обычная» цена в розничной торговле, то поймём, что затраты на производство в ней могут составлять от 10% (и меньше) до 40%. А качество часто весьма низкое. Но это, как всегда, никому у нас не интересно, и мы переплачиваем сверх производственной цены от 60% до 90%, и радуемся жизни. Плохого, в принципе, в этом нет. Но мы должны отдать себе отчёт в том, что своими деньгами мы просто помогаем развивать чужие бизнесы, и оплачиваем всем нам уже надоевшую рекламу.
Вместе с тем большинство «правильных» сетевых фирм начинались с «ноу-хау» (от англ. «знаю как»), то есть с запатентованной эксклюзивной производственной или другой идеи. Так что товар с самого начала был очень высоко конкурентным (взять те же био-разлагаемые, не аллергенные очистители L.O.C., с которых началась компания «Амвэй»), вернее, у него просто не было конкурентов, и часто поэтому он являлся относительно дорогим. То есть цена была оправдана. Да и вообще, в рыночной экономике говорить о «завышенной цене», согласитесь, глупо. Думаю, в России такого рода мышление является пережитком социализма-коммунизма. А на рынке спрос определяет предложение и формирует цену. Так что если товар продаётся «у них», значит, он этого достоин.
Так, например, салфетки и полотенца из шведского микроволокна (микрофибры) Smart стоят, действительно, недёшево. Но Smart утверждает, что ни одна другая фирма в мире не производит столь же высококачественного товара из микрорезанного микроволокна. И если международный патент на микрорезанное волокно – исключительно собственность шведской фирмы, то другие фирмы, продающие похожую продукцию, либо, возможно, ведут пиратскую деятельность, либо их технология явно отличается от шведской.
Скажу одно – Smart даёт 2 года гарантии на свои товары, но в реальности мы, дистрибьюторы, пользуемся ими уже по 7-8 лет, и они не теряют своего качества. И пусть это «не дёшево», зато это – «стильно»!
Мало того, вместо традиционный схемы образования розничной цены (см. выше), сетевые компании разницу между производственной и розничной ценой по определённой схеме выплачивают дистрибьюторам-партнёрам (и тем клиентам, которые купили дисконтную карту), что очень приятно. В обычном магазине, если я даже всю жизнь покупаю продукцию, мне никто не будет ежемесячно платить зарплату за совершение покупок. А в сетевых магазинах – платят. Но об этом – в другой раз.
3) О методиках. Одна знакомая, работающая в нашей нефтяной компании, сказала однажды: «сетевой маркетинг, если убрать его ‘религию’ – очень хорошая система». Я, как представитель MLM, полностью согласен со второй частью утверждения, и не согласен с первой. Как правило, на образовательных мероприятиях в сетевых компаниях вы можете часто услышать о важности «веры в себя», «веры в мечту», «посвящённости», «верности компании». Но что же в этом религиозного? Наступила эпоха новой психологии лидерства (а сетевые компании стараются «подталкивать» людей именно к лидерской позиции вообще, как в бизнесе, так и в жизни). Вдохновителями этой эпохи являются такие психологи, как Наполеон Хилл, Стивен Кови, бизнес тренеры Бодо Шефер, Брайан Трейси, и множество других известных и уважаемых людей. Вследствие произошедших за последние годы изменений, корпоративная культура любой уважающей себя организации использует сейчас тот же самый «религиозный жаргон» и «религиозные методики». Если посмотреть сайт-визитку большинства компаний, вы увидите такое выражение, как «наша миссия». Как говорили древние, просто «Temporas mutantur, et nos mutamus in illis» («Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»). И если на это не обращать внимания, есть риск превратиться в динозавров, чего я вам, ни в коем случае, не желаю.
Итак, очень бегло мы коснулись интересных и чувствительных тем. Надеюсь, вам не было слишком скучно.
И теперь ответ на вопрос «Благом или злом является сетевой маркетинг», вы можете выбрать сами.
А я, с вашего позволения, в любом случае желаю вам успехов, здоровья, и благополучия!
Колупаев И.В., дистрибьютор фирмы «Белый кот» (http://white-cat.org)
Опубликовано: 2 августа 2008 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|