РЕГИСТРАЦИЯ  |  НОВОСТИ  |  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬКАК ПИСАТЬ ПРЕСС РЕЛИЗ?  |  ПРИМЕР ПРЕСС-РЕЛИЗА
“...Скромность - самый верный путь к забвению!”
     
Добавить пресс-релиз

Модернизация ИТ-решений в период реформирования электроэнергетики

Форус Консалт
      31-01-2006
 

Реформа энергетической отрасли РФ, в основе которой заложены принципы демонополизации и развития конкуренции, заставила руководство энергетических предприятий кардинально изменить взгляды на энергосбытовую деятельность. Теперь каждый уважающий себя «энергетик» старается продавать киловатт•часы как можно более выгодно.

✐  место для Вашей рекламы

Появление новых требований к техническому и информационному оснащению энергетических компаний в соответствии с Федеральным Законом «Об электроэнергетике» вызвало необходимость более тщательного подхода к автоматизации предприятий и внедрению новых, современных решений.
Для того чтобы компания могла существовать в условиях рыночных отношений, «вписываться» в существующую систему тарифов, иметь рычаги сдерживания роста издержек, необходимо находить и прослеживать места возникновения издержек, сокращать операционные затраты в массовых и трудоемких операциях. Прослеживаемость мест возникновения затрат позволяет «наносить точечные и целенаправленные удары» в места их формирования. Роль ИТ-систем в прослеживаемости таких мест трудно переоценить. Процесс сокращения издержек на энергетических предприятиях России можно разделить на два этапа:
— изменение в очевидных и лежащих, что называется «на поверхности», крайне неэффективных объектах формирования издержек (закрытие устаревших и убыточных котельных, прокладка к ним теплотрасс от более эффективных станций, замена рабочих колес Братской ГЭС ОАО «Иркутскэнерго» и другие);
— оптимизация операционной деятельности за счет внедрения ИТ-систем.
Поскольку большинство крупных промышленных компаний России не имеют опыта использования «тяжелых» ИТ-систем, вряд ли стоит сразу пытаться внедрить сложные и дорогостоящие продукты. Результатов можно достичь и сравнительно простыми решениями. Ведь чем проще система, тем легче, быстрее, дешевле и реальнее внедрить ее. К тому же в ходе реформы энергетики структура компании, а вместе с ней и существующие бизнес-процессы будут изменяться, и начинать масштабные ИТ-проекты весьма рискованно.
В связи с этим вполне подходящим решением для энергетиков можно назвать стратегию «лоскутной» автоматизации на базе «1С: Предприятие 8.0». Платформа 1С успешно используется многими средними предприятиями России и достаточно изучена. А ее 8-я версия вполне подходит и для крупного бизнеса. Автоматизация энергетических компаний с помощью данной технологической платформы дает следующие преимущества:
— наличие специалистов в этой области позволяет сократить временные и финансовые затраты на разработку, внедрение и сопровождение систем;
— компания проходит подготовку к внедрению более сложных интегрированных ИТ-систем.
Среди наиболее важных «лоскутков» в энергетике следует выделить проекты по автоматизации системы учета сбыта энергии и расчетов с потребителями (АСУСЭ и РП), учета по местам возникновения затрат (МВЗ) и автоматизации отдела капитального строительства (ОКС). В этих звеньях предприятия имеется весьма значительный потенциал для сокращения затрат, в том числе и при помощи ИТ-инструментов. В настоящее время эти проекты успешно реализованы и внедрены в ИТ-инфраструктуру ОАО «Иркутскэнерго».
Тесное сотрудничество
Энергосбытовая деятельность третьей по величине энергосистемы России ОАО «Иркутскэнерго» осуществляется фирмой «Энергосбыт». В ее отделениях, территориально разбросанных по Иркутской области, к началу реализации специалистами группы компаний «Форус» проекта АСУСЭ на базе 1С, в течение семи лет функционировала автоматизированная система учета энергии, созданная силами собственных сотрудников. Несмотря на устойчивую работу, старая система имела недостаточное функциональное наполнение рабочих мест, а используемые в ней файл-серверные технологии, сетевая архитектура и программно-аппаратное обеспечение морально устарели. Да и ситуация на энергетическом рынке с тех пор претерпела колоссальные изменения.
Новый проект предполагал создание информационной системы, обеспечивающей эффективное принятие управленческих решений в условиях как регулируемого, так и свободного рынка энергии и жилищно-коммунальных услуг.
АСУСЭ, внедренная в «реформенное» время, стала для «Иркутскэнерго» инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и расчетов за жилищно-коммунальные услуги посредством реализации принципиально нового подхода к сбыту энергии: перехода от пассивной системы фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с клиентами.
В системе предусмотрена регистрация и учет договорных отношений с потребителями — юридическими и физическими лицами. Ведется расчет количества и стоимости энергии, а также сопутствующих услуг, предоставленных потребителям. Реализован учет и паспортизация оборудования — приборов учета энергии. Кроме того, имеются функции расчета с потребителями-банкротами и должниками, учета судебных исков к потребителям компании, а также претензий и решений судов. Ведется расчет небалансов отпуска, полезного отпуска, выявляются точки коммерческих потерь электрической энергии в результате ее хищений и самовольных подключений. Предусмотрены планирование, учет и контроль исполнения мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов. Пожалуй, наибольший эффект получили подразделения, занимающиеся непосредственно сбором денег, так как система дает возможность усилить контроль над объемом денежных поступлений и значит, оперативно реагировать в отношении неплательщиков.
По оценкам специалистов «Иркутскэнерго», срок окупаемости системы составляет от 2 до 4 лет при стоимости ее разработки — 200–300 тыс. долларов.
На сегодня конфигурация АСУСЭ и РП «Сарма» является совместной собственностью компаний «Форус» и «Иркутскэнерго» и предлагается потребителям как самостоятельный продукт.
Проект МВЗ
Основная цель внедрения системы учета по местам возникновения затрат — оптимизация затрат на ремонты основного оборудования. До ее внедрения подобный учет в «Иркутскэнерго» велся в программе Excel с очень обобщенной, краткой аналитикой. Прежний реестр охватывал только основные узлы и агрегаты. Новый стал на порядки детальнее, в результате повысилась оперативность. Затраты сразу заносятся в систему при возникновении, и отчетность позволяет увидеть их уже в нужных разрезах.
Работы по договору с «Форус» начались в январе 2005 года, в конце декабря они были закончены, хотя сам проект предполагает дальнейшее развитие. На первом этапе проводилось обследование предметной области, которое включало в себя описание бизнес-процессов «как есть» и создание модели «как должно быть». На базе этой модели были заявлены требования к программе, а на их основе разработана сама система.
Практическая реализация началась с опытной эксплуатации в одном из подразделений «Иркутскэнерго» — ТЭЦ-10, после чего система была растиражирована во всех филиалах компании. Ее внедрение, наряду с возможностью учета и контроля затрат на ремонт и техническое обслуживание, позволяет учитывать расходы на эксплуатацию, а также на капитальное строительство и введение нового оборудования. Но все же ее основной задачей является создание возможностей для сравнения затрат на однотипное оборудование на различных станциях или на различных узлах одной станции.
Например, на одном котле какой-либо агрегат периодически выходит из строя, и его меняют, а на другом — такой же агрегат работает без сбоев. Система позволяет отследить и детально проанализировать неравномерные затраты на ремонт, понять причины возникновения неисправности, принять решение о виде ремонта и устранить неполадки. Постепенное накопление базы данных помогает более точно планировать затраты. Благодаря всем этим возможностям компания выходит на принципиально новый уровень в работе с оборудованием — уровень оперативного принятия управленческих решений на основе полученных данных.
При этом на инсталляцию системы потребовалось всего 6 месяцев, а полная стоимость проекта оказалась в 5-7 раз ниже, чем плата за внедрение более «тяжелой» ЕАМ-системы (Enterprise Asset Management).
Сейчас в стадии опытной эксплуатации находится еще один совместный проект компаний «Форус» и «Иркутскэнерго» — автоматизация отдела капитального строительства «Иркутскэнерго». Его реализация позволит получать и консолидировать отчетность — как внутреннюю (управленческую), так и внешнюю — для органов государственной статистики и акционеров компании. Благодаря новой системе минимизируются временные затраты на обработку и сбор информации, при этом данные, накопленные за период действия прежней системы, сохраняются.
Представить работу вышеописанных систем в режиме реального времени «Форус» и «Иркутскэнерго» планируют на совместной конференции для представителей энергетических компаний России в феврале–марте 2006 года

Опубликовано: 31 января 2006 г.

Ключевые слова: нет

 


 

Извините, комментариев пока нет