ЭнергетикаМеталлургияХимия и нефтехимияГорнодобывающая отрасль, угольНефть и газАПК и пищевая промышленностьМашиностроение, производство оборудованияТранспортАвиация, аэрокосмическая индустрияАвто/МотоАудио, видео, бытовая техникаТелекоммуникации, мобильная связьЛегкая промышленностьМебель, лес, деревообработкаСтроительство, стройматериалы, ремонтДругие отрасли
|
|
Будущее российских компаний - офшор или лицензирование?
SPIRIT
|
|
06-08-2001 |
На сегодняшний день программирование, как самостоятельная отрасль, составляет не более одной десятой процента от всей экономики России. Обороты русского офшорного программирования, достигают 100 млн. долларов в год, тем временем индийские компании зарабатывают более 4 миллиардов ежегодно.
✐ место для Вашей рекламы
В российской IT индустрии считается, что работать с собственными продуктами, продавая их крупным иностранным заказчикам, вроде банков или телекоммуникационных компаний, из России не получается и остается только одно - обслуживать иностранные компании, работая в заказной схеме, т.е офшорное программирование. Это не совсем так. В настоящее время как минимум три российские компании получают свой доход зарубежом, строя бизнес на разработке и продаже готовых продуктов, а не на аутсорсинге. Это Kaspersky Lab, ABBYY, SPIRIT Например SPIRIT, 100% своего дохода получает от клиентов, расположенных за пределами России, среди них Atmel, Furuno, Japan Radio Company (JRC), Leica, NEC, Nortel Networks, Samsung Electronics, Tadiran Communication, Texas Instruments, Toshiba и другие. За 9 лет работы на рынке ПО SPIRIT прошла три стадии развития :
- Офшорное программирование – т.е. разработка программных продуктов по заказу клиента - Лицензирование технологий. В этом случае права на технологии остаются у фирмы – разработчика, но продавать продукт много раз сложно - Лицензирование продукта
По мнению Андрея Свириденко, Президента SPIRIT: « В случае работы по лицензионным соглашениям у компании - разработчика остается большая доля дохода, и собственность на дорогостоящую архитектуру программного обеспечения, которая теряется у компаний, занимающихся только офшорным бизнесом. По мере перехода от модели к модели растут затраты компании, обусловленные более высокими издержками на расширение штата разработчиков и маркетологов, но вместе с тем растет и прибыль , изменяется статус компании. Ресурсы необходимые для перехода от модели к модели: деньги, люди и ноу-хау. Если компания, имеет уже достаточно серьезный технологический задел и заработав деньги на офшоре вкладывает его в развитие своей продуктовой линии, здесь уже появляются серьезные шансы для перехода к продаже законченных продуктовых решений. Последующие вложения главным образом направляются в технологии и маркетинг продукта, формирующий конкурентноспособную стратегию на мировом рынке»
Многие компании, такие как 1С, ABBYY превоначально планировали свой продукт в только России, доля экспорта составляла лишь малую часть общего дохода, и даже на сегодняшний день обороты от экспорта меньше доходов от внутреннего рынка. Компании успешно выполняющие аутсорсинг для западных гигантов (например Luxsoft) более похожи на конвеер, и чем слаженней работает конвеер, тем сложнее перейти потом к созданию собственной продуктовой линейки. Spirit одна из первых компаний в России, которая начала работать на экспорт с самого основания в 1992 году сейчас похоже единственный 100% экспортер софта в РФ. Другими словами, если потенциал компании сразу реализуется, изначально ориентируясь на западного клиента, продукт попадает на другой рынок и ведуться другие правила игры. В чем трудности работы с западными клиентами? Из-за чисто психологического барьера крупные западные заказчики не верят, что в России могут получить такой же как в сша сервис, занижают цены и диктуют свои условия. Единственный способ противостять этому – это качество разработок и обслуживания.
Андрей Свириденко: «Гиганты как NEC, Nortel Networks, Samsung , четко знают чего хотят, и только отвечая их требованиям можно выходить на качественно новый уровень, как и получилось у SPIRIT.»
По оценке Свириденко оборот SPIRIT сегодня превышает совокупный годовой оборот ABBYY (включая продажи abbyy в россии), учитывая что SPIRIT ни рубля не получает на отечественном рынке.
Как SPIRIT строит свой бизнес ? При выводе продукции на рынок, использует лицензионные схемы, в частности право на выпуск продукта может продаваться крупному бр- енду, Главная проблема при работе по бизнес-модели готового продукта – прощупать и понять, где находиться канал, труба на рынок ?
Если проследить опыт других стран, успешно работающих сейчас по третьей модели, и Израиль, и Китай, и Венгрия вначале тоже заманивали к себе высокотехнологичные мировые корпорации, но при этом учились производить, торговать и управлять. Они достаточно быстро прошли этот путь. Потенциал российских софтовых компаний также позволяет перейти к продажа своих новых технологий, т.е формировать мировой рынок, а не работать на заказ, отвечая его насущным потребностям.
Опубликовано: 6 августа 2001 г.
Ключевые слова: нет
Извините, комментариев пока нет
|